МКОУ "Центр образования Смородинский"
с.Смородино Узловского района Тульской области
  • «Эколята-дошколята, друзья и защитники природы»

    Автор: Криворукова Елена Анатольевна
    В рамках акции «Эколята-дошколята, друзья и защитники природы» старшая комбинированная группа МКОУ "Центр образования Смородинский" посадила цветы в год празднования 150-летия города Узловая.
    «Эколята-дошколята, друзья и защитники природы».

    ПОЛОЖЕНИЕ
    о природоохранном социально-образовательном проекте
    «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста
    экологической культуры и культуры природолюбия

    Актуальность Проекта

    Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

    Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

    Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

    В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

    Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

    Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

    Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

    Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

    Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

    Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

    Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

    Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

    Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Последующие ступени экологического образования и воспитания будут реализовываться в рамках экологических природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята» (1-4 класс) и «Молодые защитники Природы» (5-9 и 10-11 класс).

    Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

    Цель Проекта

    Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

    Задачи Проекта

    • дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
    • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
    • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
    • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
    • помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
    • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
    • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

    Содержание Проекта

    В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

    Воспитанника дошкольной образовательной организации принимают в «Эколята – дошколята»: на торжественной церемонии зачитывается текст посвящения в «Эколята», вручается Свидетельство «Эколёнка дошкольной образовательной организации» и специальный Знак (значок).

    Воспитанник, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

    Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

    Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

    Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

    В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.

    С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

    Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

    Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

    Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг дошкольных образовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.

    Проект ориентирует деятельность воспитателя и педагога на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.

    Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.

    Для каждой возрастной группы воспитанников составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.

    Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребёнка.

    Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций.

    Прогнозируемые результаты:

    • формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
    • повышение общей культуры ребёнка;
    • формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
    • развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
    • расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

    Задачи Проекта решаются путём:

    • создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
    • предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;
    • комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;
    • создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
    • внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;
    • предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.

    Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта, а также проведение всех мероприятий может осуществляться на территории дошкольной образовательной организации любого региона Российской Федерации.

    Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Проекта продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у воспитанников дошкольных образовательных организаций.

    Исполнительными структурами по развитию Проекта «Эколята – Дошколята» являются Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр».

    В рамках Проекта создаются программный и организационный комитеты, тематические секции и рабочие группы.

    Проект «Эколята – Дошколята» базируется на:

    • применении в процессе воспитания у детей культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и  эстетического воспитания и образования ребёнка, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний;
    • рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, направленного на развитие у детей культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания ребёнка, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария;
    • использовании в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
    • включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
    • организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Азбука Природолюбия», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
    • введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у ребёнка культуры природолюбия;
    • присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ;
    • включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;
    • предоставлении ребёнку возможности дальнейшего изучения того или иного материала с воспитателем, родителями и своими сверстниками за пределами дошкольной образовательной организации.

    Проект «Эколята – Дошколята» с целью формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций культуры природолюбия предусматривает:

    • использование в дошкольных образовательных организациях учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
    • создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
    • использование в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
    • создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов;
    • разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта;
    • разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
    • создание разнообразных игровых комплексов и программ для дошкольных образовательных организаций, а также для организации занятий в семье;
    • разработку специальных элементов оформления помещений в дошкольных образовательных организациях;
    • организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий;
    • издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников;
    • создание и открытие страничек, разделов, рубрик, тематик, информационных полос Проекта в газетах, журналах, на  радио и в телевизионных передачах;
    • организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы;
    • организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;
    • создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих территорий для организации и проведения в рамках Проекта занятий с детьми;
    • использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

    Проект «Эколята – Дошколята» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание ребёнка в дошкольной образовательной организации и в семье, направленное на развитие у детей культуры природолюбия.

    Рекомендуемые принципы работы с детьми, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:

    • системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
    • использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
    • последовательность в обучении и воспитании;
    • преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
    • анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
    • простота и доступность изучаемого материала;
    • наглядность при изучении тем и вопросов;
    • присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
    • наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
    • поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;
    • добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
    • безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
    • наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

    Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:

    • чтение;
    • беседа;
    • наблюдение;
    • обсуждение;
    • прослушивание тематических сказок и рассказов;
    • задание;
    • игра;
    • просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
    • прослушивание радиопередачи;
    • викторина;
    • конкурс;
    • тематическое оформление помещения;
    • встреча;
    • утренник;
    • прогулка;
    • работа на природе;
    • проведение опыта;
    • экскурсия;
    • тематическое мероприятие.

    Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта «Эколята – Дошколята», которые могут быть использованы во время учебно-воспитательного процесса:

    • учебное пособие «Азбука Природолюбия»;
    • учебники и учебные пособия;
    • тематические книги;
    • хрестоматии;
    • рабочие тетради и дневники;
    • альбомы и тетради для раскрашивания;
    • наглядные и раздаточные материалы;
    • журналы и газеты;
    • художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
    • энциклопедические и справочные издания;
    • аудио и видеоносители информации;
    • настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
    • костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
    • элементы мультипликации и диафильма;
    • художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;
    • театральные постановки, их фрагменты и элементы;
    • телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;
    • музеи и картинные галереи;
    • выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
    • опытные участки вокруг дошкольных образовательных организаций, а также прилегающих к ним территории;
    • элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром;
    • различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.

    Рекомендуемые темы занятий по Проекту «Эколята – Дошколята»:

    • «Природа  вокруг нас»;
    • «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);
    • «Времена года»;
    • «Время суток»;
    • «Животные и растения»;
    • «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;
    • «Человек не может жить без Природы»;
    • «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;
    • «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
    • «Помоги Природе, помоги своему другу!»
    • «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;
    • «Сохрани Природу от пожара»;
    • «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;
    • «Природолюбие – учебник нашей жизни».

    Рекомендуемые темы занятий по учебному пособию «Азбука Природолюбия»:

    • Будь аккуратен с Природой
    • Береги Природу
    • Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе
    • Умей гулять на Природе
    • Дружить с Природой
    • Единство Человека и Природы
    • Жалеть Природу
    • Заботиться о Природе
    • Исследовать, изучать Природу
    • Красная книга
    • Любить Природу, любоваться Природой
    • Многообразие Природы
    • Наблюдать за Природой
    • Ответственность перед Природой
    • Природолюбие
    • Радоваться вместе с Природой
    • Сохранить Природу
    • Трудиться на благо природе
    • Уважать Природу
    • Фантазировать вместе с Природой
    • Ходить в гости к Природе
    • Ценность Природы
    • Чудеса Природы
    • Шёпот Природы
    • Щедрость Природы
    • Экология
    • Юный натуралист
    • Явления природы

    Как стать участником Проектов «Эколята – Дошколята», «Эколята», «Молодые защитники Природы» и Всероссийской акции «Россия – территория «Эколят – Молодых защитников Природы»Всероссийский конкурс на лучший «Снежный городок Эколят – 2023» с участием дошкольных образовательных организаций и школ субъектов Российской ФедерацииКонкурс по сбору макулатуры «Спасаем деревья с Эколятами» с участием дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций. Конкурс проводится в следующих субъектах:

    Конкурс «Панно, коллаж, настенная композиции из вторичного сырья»:

    Всероссийский «День Эколят» в дошкольных образовательных организациях, школах и учреждениях дополнительного образования субъектов Российской Федерации 25 апреля 2023 годаВсероссийский конкурс на лучшую поделку из вторичного сырья «Наши друзья – Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie